Правила безопасности. Как говорить с ребенком о незнакомцах.

20 сентября 2022 нет комментариев
Ребенок гуляет в парке
Изображение от gpointstudio


То, как вы будете объяснять малышу правила поведения с незнакомцами, зависит от возраста вашего ребенка. Детям до 4-х лет незнакомо это понятие. Они не могут отличить «хорошего» постороннего человека от «плохого». Начните разговор о взаимодействии с незнакомцами с основ безопасного поведения.
Чем старше ребенок становится, тем чаще он будет не под вашим присмотром. В детском саду, на кружках и в школе он может встретить незнакомых людей. Поэтому ребенка нужно научить взаимодействию с незнакомцами.

Помните о том, что ваша задача объяснить ребенку правила безопасности, а не напугать его. Не внушайте малышу свои страхи. Учите его правильно реагировать на окружающих людей.

Кто такой незнакомец?

Малыши не знают, кого считать чужим человеком. Объясните ребенку, что любой человек, кого он не знает – посторонний. Не говорите, что незнакомец обязательно кто-то большой и страшный. Донесите до малыша, что чужим может быть абсолютно любой человек, которого ребенок не знает.

Проведите параллели, чтобы ребенок вас понял. Например, к незнакомой собаке опасно приближаться. Пес может быть дружелюбным, а может и укусить. Нельзя сказать, как собака поступит лишь по ее внешнему виду.

Как объяснить ребенку, кому можно доверять?

Нельзя пугать ребенка тем, что все незнакомцы плохие. Во многих ситуациях путь к спасенью – обратиться к взрослому. Поэтому важно объяснить ребенку, каким взрослым можно доверять.
Начните разговор с описания взрослых, которых ребенок хорошо знает. Мама, папа, дедушки и бабушки – это те люди, которым ребенок должен доверять.

Объясните ребенку, что за пределами круга семьи есть люди, к которым можно обратиться за помощью. Учителя, воспитатели, другие родители, которым вы доверяете.

Расскажите ребенку, как распознать незнакомцев, которые могут помочь. Кассир в магазине, охранник, полицейский – носят униформу. Покажите малышу этих людей, когда будете гулять. Так ребенок узнает к кому он может обратиться, если потеряется.

Важно показать ребенку не только «людей - помощников», но и безопасные места, куда малыш может отправиться в случае опасности. Для этой цели подходят местные магазины, рестораны или школы.

Научите ребенка распознавать опасные ситуации.

Не только незнакомцы могут представлять опасность. Важно, чтобы ребенок знал признаки дурных намерений. Например: взрослый просит ребенка сделать что-то без разрешения родителей, уговаривает нарушить правила или сохранить что-то в тайне. Необходимо доходчиво объяснить малышу, что незнакомый взрослый никогда не должен просить ребенка о помощи. Если это произошло, малыш должен найти доверенного человека и объяснить ему ситуацию.

Взрослым тоже можно говорить «нет».

Детей учат слушаться взрослых. Ребенок представляет взрослого мудрым и надежным. Поэтому ребенок может побояться или постесняться ответить «нет» тому, кто намного старше по возрасту.

Объясните малышу, что в определенных ситуациях он не обязан разговаривать с взрослыми. Например, нет ничего дурного в том, чтобы поздороваться с незнакомцем, когда мама рядом. Но если посторонний спрашивает, как пройти в магазин, нужно отойти и ответить: «я не разговариваю с незнакомцами».

Ознакомьте ребенка со сценариями поведения, но не пугайте.

Покажите, как малыш должен поступать в разных ситуациях с помощью ролевой игры. Например, если к ребенку в парке подошел незнакомец и попросил найти собаку. Малыш должен отойти от этого человека, сказать, что не может помочь и направиться к доверенному взрослому. Проиграйте с ребенком эту ситуацию, чтобы он запомнил, как ему следует поступать.

Объясните ребенку, как он должен себя вести в опасных ситуациях. Малыш не должен стесняться говорить «нет» взрослому. Если ребенок в опасности он должен убежать, крикнуть и рассказать доверенному взрослому о том, что произошло. Проиграйте с ребенком возможные опасные сценарии, чтобы малыш был уверен в своих действиях. Например:

  • Соседка, с которой ребенок никогда не общался, приглашает в гости выпить чая.
  • Незнакомец предлагает подвезти ребенка из школы.
  • Знакомый взрослый прикасается к приватным частям тела ребёнка.
  • Незнакомец спрашивает дорогу.

Не запугивайте ребенка возможным исходом событий. Не бросайте такие фразы как: «тебя украдут, и я тебя больше не увижу». Помните, что ваша задача объяснить правила поведения, а не сделать из ребенка человека, который боится собственной тени.

Очень важно установить с ребенком доверительные отношения. Малыш должен знать, что может вам обо всем рассказать, и вы поможете в любой ситуации. Если ребенок уверен в вашей поддержке,он будет рассказывать обо всем, что происходит в его жизни. Так вы заметите, если ребенку что-то угрожает.

Говорите детям, что иногда взрослые могут говорить или делать что-то, от чего ребенку станет крайне некомфортно. Если такое происходит, нет ничего плохого в том, чтобы говорить взрослому «нет» и убегать. Разумеется, мы говорим не о той ситуации, когда учитель просит сдать домашнюю работу, а ребенок отказывается и покидает кабинет.

Проигрывайте различные ситуации. Можно даже покричать с ребенком, имитируя крики о помощи. Так он станет увереннее, ведь в обычной ситуации мы просим детей вести себя тише. Главное, чтобы такие ролевые игры не были пугающими.

Просите ребенка держаться ближе к другим детям. Поодиночке люди более уязвимы.

Помните, что дети общительны от природы. Анализируйте все, что вы говорите своему малышу, когда объясняете правила безопасности. Если вы запугаете ребенка, его детское видение мира разрушится. Ему станет сложно доверять людям, он везде будет видеть опасность.


Ссылки на источники:

1) Babycenter, Ziba Kashef, How to talk to your child about interacting with strangers.

2) Nemours Foundation.Preventing abductions.

3) National Crime Prevention Council. What to teach kids about strangers.

Написать комментарий